Карта сайта
M-Metro.ru - Московское Метро. Станции, линии московского метро.

История основания Московского метрополитена




В наши дни невозможно представить Москву без метрополитена. Он вошел неотъемлемой частью в жизнь москвичей, его услугами г удовольствием пользуются многочисленные туристы, гости столицы. Метрополитен — наиболее удобный и самый быстрый вид городского транспорта.

В мае 1985 года Московский ордена Ленина метрополитен имени В. И. Ленина отметил свой полувековой юбилей. К этой знаменательной дате он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

...А начинался отечественный метрополитен с проекта петербургской подземной дороги, разработанного в 1901 году русским инженером П. И. Явлинским. Годом позже появились сразу два проекта метрополитена для Москвы. Авторами одного из них были инженеры путей сообщения А. И. Антонович, Н. И. Голиневич и Н. П. Дмитриев, предложившие новую схему внеуличных железных дорог большой скорости. К сожалению, этот интересный проект не получил известности.

Иной резонанс вызвал другой проект, предложенный гражданскими инженерами П. И. Балинским и К. К. Кнорре. Обладая исключительными организаторскими и дипломатическими способностями, энергией и упорством, П. И. Балинский добился широкого обсуждения проекта во влиятельных кругах. Такое обсуждение состоялось 7(20) августа в Большом белом зале Московской городской думы.

Проект Балинского Кнорре предусматривал три очереди строительства метрополитена общей протяженностью 83 километра, из которых 67 километров составляли эстакады и 16 километров — тоннели.

Однако смелому по тому времени проекту не суждено было воплотиться в жизнь. Его «в штыки» встретили фабриканты, купцы, владельцы конок, первых трамваев и духовенство. Но не это послужило главной причиной отказа от проекта. «Отцы города» не имели ни достаточных средств, ни опыта сооружения подземных железных дорог, отдавать же в руки иностранцев строительство, обещающее многомиллионные барыши, было жаль. И Городская дума выносит решение: «Господину Балинскому в его домогательствах отказать».

Дошедший до нас отзвук этого нашумевшего в свое время проекта - висящая в одном из залов Музея истории и реконструкции Москвы картина: через всю Красную площадь перекинута эстакада, по которой нал головами людей, едущих в конных экипажах, мчится трехвагонный поезд.

Прошло десять лет, и в 1912 году новый проект московской подземной дороги стал предметом обсуждения в Городской думе. Проектом предусматривалось строительство трех подземных линий. Первую из них предполагалось проложить от Смоленского рынка до Каланчевской площади (ныне Комсомольская площадь), вторую — от Тверской заставы (площадь Белорусского вокзала) до Покровской (сейчас площадь Абельмановской заставы), а третью — от Виндавского вокзала (Рижский) до Серпуховской площади (Добрынинская площадь). Линии метрополитена намечалось соединить с линиями Московского железнодорожного узла. Претворению в жизнь этого проекта строительства метрополитена помешала первая мировая война.